ПРОЕКТ "ПОЛЯНА"


 

Павел Искра

 

Тропа тайкера


***

Данг, конечно же, помнил, о чём именно в первый день его пребывания в Граде рассказывал ему Арамис про девочек этого салона. Эта высокая, ярко жгучая брюнетка явно восточного типа, и с горящими любовным огнем бездонными очами не могла быть никем иной, как Лорой. Данг сразу понял, что она представляла собой проститутку по призванию, хотя нет, это грубое слово ей никак не подходило. У древних, кажется, были вполне почитаемые жрицы любви, гетеры, это слово и было наиболее удачным определением этой девушки. Она любила всех мужчин сразу, ей самой было в радость доставлять удовольствие, она чувствовала своих клиентов так, как музыкант свои инструменты. Дангу было приятно смотреть на эту полуобнаженную красавицу он всегда уважал настоящее мастерство.

Данг с первого взгляда определил ее как приму зтого салона, наверняка она чувствовала в мужчинах все их комплексы и незаметно убирала их - тихо и бесследно. Правда, была здесь и другая прима. То, что они работали через день, было ясно - не хотели конкурировать между собой. Но чем же, интересно, берет та Эйра? Только красотой своего тела? Но и Лора выглядит на пять с плюсом. Что лучше - красивая и чувственная, или очень красивая и холодная? Данг бы, например, решил этот вопрос в пользу Лоры.

- Ты сегодня одна? - поинтересовался Арамис.

- Милый, - она подошла к его креслу и, сев на подлокотник, обняла его за плечи, - а я тебе совсем не нравлюсь?

- Что ты, Лора, - смутился тот, - ты вот у Данга спроси, как я о тебе отзываюсь. Ты самая лучшая здесь. На Эйру только смотреть приятно, а все остальное... - Он махнул рукой, - просто хотелось аккупунктурный массаж.

- Мэйлинь сейчас на вызовах. В салон сейчас ходит мало людей, все девочки поразъехались по клиентам. Только мы с Эйрой тут как сменные дежурные.

Интонации ее голоса были слишком вычурными, а движения - чересчур грациозными, в глаза бросалась явная переиграиность. Такое бывает у начинающих актрис, которые слишком стараются играть, когда не пришла еще настоящая естественность - признак зрелого мастерства.

"Нет, эта девочка определенно чем-то занималась на сцене, - отметил Данг, - пластика изумительная."

Мужчины нисколько не волновались на тот счет, что их четверо, а девушка одна, - было видно, что они не сомневались, что их обслужат по высшему разряду.

- Лора, - поднял свой бокал Философ, - я хочу выпить за тебя. За ту женщину, которая не притворяется, что любит, а на самом деле дарует любовь для всех нас! За ту, владеющую внутренним огнем, о которой я когда-то читал в древних балладах...

Данг немного напрягся при последних словах Философа. Он только сегодня днём встречался с "владеющим огнем". Оказаться же с "владеющей" в однои постели ночью было как-то чересчур даже для Данга.

Лора перегнула свой гибкий стан и, наклонившись к Философу, нежно поцеловала его в губы.

- Спасибо, - тихо сказала она, - мне порой так не хватает таких слов. А что за баллады ты читал?

- О! - воодушевленно начал рассказывать тот,- это было еще в те далекие времена, когда еще не было письменности, государств, когда бродили по земле первобытные племена охотников. Они жили в пещерах и шалашах и готовили себе пищу на костре.

Философ выдержал долгую паузу и обвел взглядом собравшихся. Все заинтересованно слушали. Времени было еще много, вести девушку сразу в комнаты здесь было не принято - почему бы не послушать очередную байку, тем более что Философ большой мастер на них.

- Так вот. Огонь занимал очень важное место в жизни людей. Его добывали трением, а это ведь адская работа - попробуйте сами. Но одно племя было умнее других - они научились высекать искру из кремня. О! Вы и представить себе не можете, какое это было по тем временам ноу-хау! Вы полагаете, они поделились своим секретом с другими племенами? Как бы не так! Все племена воевали друг с другом, и дарить такое врагам дураков не было. Но разведка противника донесла, что их недруги овладели мгновенным огнем, и началась охота. Они посылали своих агентов в стан умного племени, но у них ничего не получалось, потому что вождь, ас контрразведки, моментально раскрывал все козни врагов. Но он поймал, что их будет все больше, ведь мгновенный огонь - слишком лакомый кусок для всех остальных племен. И тогда он пошел на хитрость.

Он приказал построить из камней пирамиду и объявил ее Храмом Бога Огня. Он велел собрать все волшебные камни в ней и под страхом смерти запретил выносить их оттуда. Он велел отобрать несколько жриц, и только им дозволялось входить туда внутрь и производить таинство. Он умело пустил слух, что любого мужчину, а также не-жрицу женщину, осмелившихся переступить запретную черту, постигнет кара от Бога Огня. Это были не пустые угрозы - то умное племя изобрело и лук, пока никому не известный, и скрытые от посторонних глаз стрелки метко поражали коварных лазутчиков при пересечении ими линии охраны. Это надолго подействовало. Но подумайте, - он поднял вверх указательный палец, - Как отбирали женщин в жрицы? Кстати, тогда и возникла пресловутая древнейшая профессия.

Все заинтересованно молчали.

- Неужели всех путан в пирамиду загнали? - подал голос Профессор.

- Никто их туда не загонял, они только совершали в ней таинство, а жили, как все. Да, они были путанами. Но подумайте, какие путаны могли быть в первобытном племени? Тогда был единый род, любой достойный воин мог взять себе на ночь любую понравившуюся женщину. О недостойных я не говорю - таких там долго не держали. И это вовсе не снимало с женщин обязанности другой обязательной работы - шитья, ловли рыбы, собирательства ягод и грибов, обустройства жилищ. Но среди них были и особые, их воины буквально боготворили и освобождали от всех тяжелых работ. Так какими же были эти немногие? Писаные красавицы? Да, они были по-своему красивы, но и любая другая имела свою отличную от других красоту. Умны? Нет, не все и не во всем. Они просто владели особым даром. Который имеет отдельную природу от ума и внешней красоты. лишь гармонируя с ними. Их дар заключался в искусстве разжигать в мужчинах их внутреннюю силу, он вдохновлял их на подвиги, они совершали под воздействием этой силы такие поступки, что потом сами поражались, на что оказались способны. И когда сказители воспевали подвиги воинов, они всегда выделяли в балладах тех женщин, без которых мужчины никогда бы не стали героями. И когда из недр Пирамид выходили эти прекрасные жрицы, то все уже верили в то, что факелы в ихних руках зажжены от внутреннего божественного огня. И тогда родилось новое имя - "Елена," так обращались к ним благодарные жители племени.

Мужчины все встали и восторженно зааплодировали. Лора встала с подлокотника кресла, опустилась на колени перед Философом и поцеловала ему руку.

- Ты просто чудо, Философ, - прошептала она и подняла на него свои бездонные очи, - как бы я хотела провести эту ночь только с тобой. Но...

- Ну что ты, Лора, - он нежно погладил ее по длинным волосам, - мне было совсем не трудно посвятить тебе эту легенду. Ты сделала для меня во сто крат больше.

Лора встала с колен и села в свободное кресно.

- Ребята, как же я вас люблю... Я уже вся ваша, делайте что хотите.

Арамис встрепенулся, и приняв бравый вид по-гусарски подошел к ней.

- Сударыня, разрешите пригласить вас на танец. Надеюсь, мои друзья не особо здесь заскучают.

Конечно, Арамис. Ты всегда и везде был первый, - Лора встала и, обняв его за плечи, прошептала, - Неси меня, милый...

***

В комнате стало тихо. Профессор молча листал "Плейбой", Данг решил пока поболтать с Философом, собеседником тот был явно не ординарным.

- Слушай, пока все заняты, не расскажешь ли ты о своей философской концепции?

- Запросто. Только давай возьмем еще по коктейлю. А то без поллитры... - не закончив крылатой фразы, Философ весело рассмеялся.

- Данг ничего не имел против. Официант моментально поставил еще по "Мартини" и убрал пустую посуду со стола.

- Все случилось как бы в один день. Совсем незадолго до моего переселения сюда. Я уж не знаю, как это случилось, то ли от сексуальной тоски, то ли от проблем на работе. А скорее, от всего сразу. Но в один прекрасный день я вдруг сделал научное открытие.

- В какой области?

- В философии, какой же еще. Хотя у меня неь соответствующего образования. Но я вдруг нашел, что все наше мышление очень слабо, привычная логика не дает решать насущных проблем. А я вдруг увидел, что есть и другая логика.

Данг молча смотрел на него. На языке так и вертелся глупый вопрос "какая?", но Данг не давал ему вырваться.

- Я бы назвал ее диалектикой. Но диалектику уже кто-то открыл, то ли Маркс, то ли Ленин, больше я никого и не читал. Но в любом случае их диалектика была слабой. Она заключалась в дилемме "или - или". Или плюс, или минус, либо верх, либо низ, все имеет противоположные стороны. Выбирай любую, какая нравится. Либо добро, либо зло. Как отрезок с двумя точками по краям. А посередине отрезка - точки компромиссных решений.

- Да, представляю, - сказал Данг, - Пока все просто.

- Так вот, я открыл, что сам по себе плюс или минус, а тем более компромисс ровно ничего не стоят. Проблему надо схватить одновременно за оба конца.

- Минуточку, - не совсем понял Данг, - А если на каких-нибудь конкретных примерах?

- На примерах... Знаешь, это просто, когда понимаешь суть, а вот объяснить ее свежему человеку - самое трудное. И как ни странно, лучше начинать со сложных примеров. Вот, скажем, диалектика Маркса. Он ввел закон единства и борьбы противоположностей. И затем, на его основе разработал учение о классовой борьбе. И так увлекся этой борьбой, что тут же позабыл о единстве. Ленин, который реализовал эти идеи, о нем и вовсе не думал. Что получилось, всем известно.

- Черт побери... - мозг Данга уже заработал на всю катушку, - Конечно, у предпринимателя и наемных рабочих есть противоречия. Но существуют и общие интересы - повышение прибыли, например. Тогда первому станет выгодно хорошо платить вторым, улучшать их условия труда, образовательный Уровень сейчас ведь век машин. А тогда толковый рабочий может дать еще большую прибыль. А если хозяин будет все гробастать себе? Голодным все по фигу, повышать прибыль нет смысла, проще грохнуть хозяина и...

- Верно. Но это уже частный случай, я как раз сейчас разрабатываю модели структурных революций...

- Чего-чего? - напрягся Данг.

- Чуть позже я объясню. Ты постарайся понять общий смысл - сама по себе борьба или единение классов не имеют никакого смысла. Только на основе полного их синтеза можно строить нормальный социум. Ладно, - махнул рукой Философ, - К этому мы еще вернемся. Давай рассмотрим любую жизненную проблему, которая кажется неразрешимой. О! - воскликнул вдруг Философ, вот, кстати, простейший пример - тот пресловутый основной вопрос философии - что первично - материя или идея? Все спорят на эту тему уже много веков, и никто никого убедить не может. И никто до сих пор не понял, что если неглупые в общем-то люди так долго думают значит, каждый из них прав. Это просто, опять же две крайние точки одного отрезка. И если схватиться одновременно за две крайности, все станет ясно. Мысль - это тоже материя. Очень тонкая, незаметная, но это уже вопрос техники. И стоит ли терять время на ненужные споры?

- Тогда выходит, что все, о чем мы мыслим, где-то реально существует во вселенной? - уже схватив суть, Данг продолжал: - Я знал про что-то подобное, но принимал все это за чистую абстракцию.

- Хорошее замечание. Кстати об абстракции. Бывают ситуации, когда они превращаются в реальность. А реальность - в абстракцию.

- Знаешь, на примерах я быстрее понимаю, - признался Данг.

- Да ради Бога. Это только со стороны мои слова кажутся сплошным бредом, а все ведь сводится к действительно насущным проблемам. Вот скажем, играл я в волейбол. Играл я, прямо говорю, неважно. Не видел летящий мяч, не был поставлен удар - я вообще на площадке чувствовал себя последним. И вот однажды во время игры мне пришла в голову странная с виду мысль. Что надо играть не с соперниками, а с мячом. Играть так, что будто бы ничего, кроме него, на площадке не существует. Что все остальные игроки - чистая абстракция. А мяч - единственный' реальный объект. Ну и я, конечно. При такой постановке вопроса уже невозможно было выиграть или проиграть соперники-то превратились в абстракцию, у кого выигрывать-то? А мяч - вот он, живой, летит ко мне неизвестно откуда, я посылаю его ударом назад, он медленно растворяется в воздухе... Потом опять, так же медленно увеличиваясь, появляется с другой стороны. Я уже не думал о том, как выглядит моя игра со стороны, ведь мои соперники и партнеры абстрактны. Еще удар! А если подкрутить? А если послать его чуть левее, откуда он после появится? Время замедлилось, представляешь? Пока мяч появлялся, я успевал прикинуть несколько вариантов своих ударов, и неторопливо посылал его обратно в пустоту, я был в полном восторге от такой игры. И вдруг мяч исчез...

- Куда? - машинально вырвалось вдруг у Данга.

- Он тоже превратился в абстракцию. А точнее, в математический вектор - это ведь чистая абстракция, верно? И я уже видел одновременно момент нанесения удара соперником на том конце площадки и точку, куда этот мяч прилетит - именно как единый вектор. Две крайние противоположные точки были схвачены воедино - что-либо противопоставить мне при таком видении было невозможно.

- Да, - протянул Данг, - Ты, наверное, играл, как Бог?

- Да, потом так и сказали. Но в момент игры я совершенно об этом не думал. Полностью исчезло чувство своей важности, оно по сути тоже превратилось в абстракцию. Реальными тогда были только вектора сил.

Неплохо. Надо будет попробовать. А, скажем, в рукопашной?

- А вот поинтересуйся у Арамиса, у него "черный пояс". Он пробовал применять это в спаррингах, долго не получалось... Ведь такой бой вполне можно смоделировать языком векторной алгебры. А если ее видеть? Враг исчезает, остаются вектора, все удары известны в самый момент их зарождения, и полно времени нейтрализовать их своими. И к тому же - перед ними не чувствуешь страха.

- То есть как?

- А кого бояться? Человек привык опасаться кулаков, это уже в подсознании сидит. А тут кулаков нет. Одни векторы. А уж их опасаться привычки нет и быть не может. Арамис через год тренировок после моих объяснений стал чемпионом Града.

- А я и не знал.

- Он ничего не говорил? Молодец, - довольно отметил Философ, ненужная похвальба может все испортить.

- Каким образом?

- Видишь ли, она невольно концентрирует мысли на эго - одной точке. И сразу же исчезают другие. А одна точка - отсутствие каких бы то ни было векторов. Настоящей силы. Ладно. Давай сюда свою самую неразрешимую проблему, сейчас мы разложим ее по косточкам. Только не спрашивай, как обустроить Россию, - засмеялся Философ, - это я тебе и так расскажу. Пока давай личную. Я не прошу служебных тайн, сможешь все сформулировать в самом общем виде.

- Ну, хорошо. Допустим, мне противостоит крайне сильный противник. Шансов победить его практически нет. Мои действия?

- Очень хороший вопрос. Потому что очень примитивный. Парадокс в том, что на самом деле такие простые для понимания проблемы решать значительно сложнее, чем, скажем, социальное переустройство мира. Берем лист бумаги и рисуем. Вот мощная стрелка, это вектор силы, она нацелена на точку, на тебя. Ты можешь уйти с линии вектора?

- Нет. Мне необходимо самому одолеть ее.

- А вот это уже совсем другая проблема. Ладно, подумаем. Тебе нужно найти более сильного союзника.

- Исключено. Зачем я нужен более сильному союзнику?

- Я еще ни разу не сталкивался с абсолютной силой. Любому сколь крут он ни был, всегда что-то да не хватает. Того, чем вполне можешь владеть ты. Например... Вот, скажем, возьмем отношения человек - собака. Собака много ниже по интеллекту, но в некоторых делах до сих пор незаменима. Уже какое только оружие ни придумали, а все равно.

- Собака... - покачал головой Данг.

- Тебя это оскорбляет? Если уж ты влез в такие игры, то у тебя просто нет времени обижаться на что-либо. Ну ладно, оставим собаку. Сформулируй свою проблему более конкретно - что подразумевается под словом "одолеть силу"? Уничтожить ее? Отнести в сторону? Научиться управлять ею? Это совершенно разные вещи.

- В принципе, устроит любая. Но предпочтительнее, конечно, третья по счету, потом вторая, и лишь на худой конец первая.

- Ох, Данг, - засмеялся Философ, - Ты явно перетрудился. Были бы у тебя сейчас мозги чуть-чуть посвежее, ты бы уже сейчас все понял. Ты, я слышал, в электронике разбираешься?

Данг молча кивнул.

- Вот и представь себе схему простейшего усилителя.

Данг копнул себя по лбу и мысленно обругал себя идиотом. Конечно, работа транзистора... Еле заметное напряжение управляет мощным по силе током.

- Но ведь надо построить еще такую схему.

- Конечно. Но это уже будет не неразрешимая проблема, а просто работа, имеющая конкретную цель. Как разрабатываются такие схемы, занимается специальный раздел прикладной философии. Я-то рассказывал про азы.

- Прикладной философии? - не поверил Данг.

- Любая наук состоит из двух основных разделов: фундаментального и прикладного. Иначе это уже не наука, а трепотня сплошная. Но опять же, ты задал свой вопрос очень абстрактно, и ответ будет таким же: разрабатывай "усилитель", чтобы контролировать силу; направить её в сторону - это еще проще. Это чисто ваши военные хитрости. Уничтожить же ее без союзника просто не выйдет. Но это тоже не проблема - можно не ломать голову и спокойно ждать смерти.

- Безжалостная философия.

- Как и весь мир. Зато - искренняя.

- Ладно. Хорошо хоть, какое-то направление дает. А вот что там по поводу обустройства России? - хитро усмехнулся Данг.

- А, это... - махнул рукой Философ, - Это как раз из категории глобальных. Тут применяется другой прием - дробления проблемы.

- Это как это?

- Видишь ли, когда кто-то спрашивает с экранов TV, с полос газет и прочих СМИ "как нам обустроить Россию?", или там что-то еще, это значит, что или он хочет всех "обуть", либо просто не понимает, что говорит. Потому что на неконкретный вопрос просто не может быть конкретного ответа. Тут мы имеем дело с с социумом, а это - очень неоднородная категория.

- Так что, нет никакого выхода?

- Данг... - Недоуменно сказал Философ, - может, прекратим? Сейчас ты явно не в форме.

- Я все-таки попытаюсь. А то вдруг потом времени не будет.

- Да, время ценная вещь. Хорошо, попробую объяснить еще понятнее. Я не устану повторять, что любую проблему надо стараться сформулировать как можно более конкретно. А что тот или иной политик подразумевает под словом "Россия"? Кстати у русских есть одна беда - короткая память. И отсюда наказание невиновных и награждение непричастных. Вот, скажем, я никак не могу понять, за что Юрию Долгорукому поставили такой памятник. При нем Москва ведь была лишь станционным двором, где Юрий, суздальский князь, останавливался при своих поездеках на киевский юг и обратно. И первое упоминание и заключалось в том, что он приглашал своего союзника - князя новгородского Святослава: "Приди ко мне, брате в Москву". Да, Долгорукий заложил в 1156 г. град пониже устья Неглинной, но мало ли кто из тогдошних князей чего не закладывал.

А ведь основатель Москвы как столицы - Иван Калита. Вот это была личность! До сих пор восхищаюсь...

Ладно, мы отвлеклись от темы. Сейчас мало времени разбирать этот вопрос от и до. Потому попытать дать сразу ответ. Давай сначала прикинем, как танкретно представляется это самое обустройство?

- Чтобы люди жили свободно и богато, чтобы были изданы условия для максимальной реализации их возможностей...

- Стоп-стоп. Необходимо дальнейшее дробление. Что значит жить свободно и богато? Разные люди это понимают совершенно по-разному.

- Голландский вариант. Живи, как хочешь, но не мешай жить другим.

- Ясно. А богато - это как? Для Рокфеллера, например, и миллионер нищий.

- Опять же средний европейский уровень.

- И при этом - все условия для самореализации? Нет ничего проще.

- Как это? - Удивился Данг.

- А вот так. Начнем с малого. Как мы знаем, ценности создает труд. И это действительно так. Вот и попытаемся построить идеальную структуру управления. Возьмем, к примеру, радиозавод - просто это мне ближе всего. Каждый выбирает себе работу сам в соответствии со своими талантами и желаниями. Кто-то печатает платы, кто-то их травит, кто-то набивает, а кто-то - паяет. А потом - все это надо собирать в конечный продукт. Да, чуть не забыл - надо же еще собирать комплектующие для всего этого. И еще сбыть готовое изделие, чтобы получить доход. Вот уже тебе семь операций. Если у нас кустарь одиночка, который в равной мере владеет всем этим, то и никаких проблем. Но таких крайне мало, чел веку свойственна более узкая специализация. И вот представим себе, что существует производственный цех, отделы снабжения и сбыта. Для того, чтобы заниматься только своим делом, и не тратить время на все вопросы, неизбежно возникающие при взаимодействии отделов, рабочие нанимают себе координатора. Они составляют договор, в котором четко описываются все права и обязанности координатора бригады. И после этого координатор пользуется безграничными диктаторскими полномочиями - но только в строго отведенных ему рамках, которые сочли надобным поставить ему члены бригады. Ведь с одной стороны, в настоящем деле любая демократия только вредит, ведь сплошь и рядом приходится сталкиваться с нестандартными ситуациями - а для того и нужен руководитель, в обычных случаях вполне хватает четко разработанной инструкции. А при демократии уйма времени теряется на бесполезную трепотню. С другой стороны, вне рамок этого договора координатор уже не имеет абсолютно никакой власти, он равный всем остальным. Он не может, скажем, заставить свою секретаршу не то что стать раком, но даже бегать за куревом, если только, конечно, она сама заранее не подписала такой пункт договора. На этот счет необходимо разработать четкие и простые законы.

- Которые любое начальство навострилось обходить.

- Нет, эти законы обойти будет невозможно. Хотя бы потому, что нормальным людям станет выгодно по ним жить, и очень невыгодно хоть как-то нарушать. Кстати, необходимо также будет ввести такой принцип: мера ответственности за содеянное прямо пропорциональна социальному статусу. Посуди сам - если огородник-единоличник что-то и намудрит во время посевной на своем огороде, то его накажет сама природа, и никому, кроме него самого, от этого плохо не станет. Закону тут и делать нечего, А если агроном подписал договор о координации с бригадой крестьян? Он ведь полновластный диктатор - если он прикажет сажать капусту вверх кочерыжкой, то рабочие обязаны будут выполнить этот приказ. А когда вместо урожая оказется пшик, тут-то и вступит в силу закон. А руководителю, по условиям договора, нет никакой лазейки свалить ответственность на кого-то другого. За последствия отвечает он лично.

- А секретари, консультанты...

- Да сколько угодно. В принципе, он может набрать хоть сто советчиков, но юридически отвечает только он, и никто другой.

- А платить всей этой ораве кто будет?

- Опять же он. Ведь по договору деньги выделяются лично ему, и их должно хватить на необходимое оборуование и штат. И пусть думает, какую там технику ему надо иметь, а без какой можно обойтись, то же самое и с референтами. А если бригада потерпит убытки по его вине, он будет обязан компенсировать все затраты, которые понесли конкретные люди и фермы-партнеры.

- А если по вине бригады?

- Не забывай, он ведь диктатор. Если те, кто его нанял, не будут выполнять его приказы, договора разрываются, и теперь уже бригада платит ему штрафные.

- Вроде пока все крепко. Но это в бригаде. А если взять все государственное устройство? Там ведь все сложнее.

- Только в чисто техническом плане. Принцип абсолютно тот же. Народ ведь не такой дурак, как любят представлять его газетчики. По-крайней мере он знает, что ему надо для жизни, и такие вещи, как армию для защиты от внешних врагов, полицию для безопасности каждого, медицину, образование, науку и искусство никто в массе не отвергает. Кроме последних придурков, а их, к счастью, не очень много. И люди будут с удовольствием платить за все это, и неплохо платить. Но только уж, допустим, если в армии и полиции будут служить действительно воины, а не раздолбаи. А воины разберутся, сколько им нужно людей и мастеров для своего дела. И генералы не смогут строить себе дом за чужой счет. Во-первых, настоящему генералу должно хватать зарплаты и на особняк, и на "мерседес". Во-вторых, на таких уровнях мера ответственности будет чрезвычайно высокой. Грубая ошибка - смертная казнь.

- За ошибку? - поразился Данг.

- Именно так. Все координаторы должны четко представлять, чем именно они отвечают за свои ляпы. Что можно простить простому работяге, нельзя прощать тем, кто выше. Чем длиннее шесток, на которм сидит координатор, тем, по сути, большее число людей зависимы от его действий. И эти люди вовсе не обязаны платить по его счетам.

- За умышленное преступление - я согласен, можно их и казнить, возразил Данг, - Но только за ошибку - это жестоко.

- Нет, не жестоко, а безжалостно. Это абсолютно разные вещи. Ты думаешь, я такой садист-маньяк, что просто сгораю от нетерпения вешать на фонарях дураков-правителей? Вот, скажем, такой пример. Возьмем программиста, который сочиняет на компьютере какую-нибудь "игрушку". Он может ошибаться сколько хочет, если он выпустит свое творение с браком, ничего страшного не случится. Ну, вернут ему все дискеты и потребуют назад деньги, только и всего. А если, скажем, он занимается космосом? Или ядерными ракетами? И абсолютно неважно, насколько велика будет ошибка. Может, он просто закорючку не там, где надо, поставил. А результат будет один. Но если наука безжалостна к программисту, то почему мы должны жалеть своих руководителей? Но конечно, никаких самосудов, бунтов и революций все в соответствии с законом. И условием договора. Координатор гоняет своих нанимателей в хвост и в гриву, пообещав к такому-то сроку определенный результат. Конечно, с определенным коэффициентом погрешности. Вышел за эти пределы - мажь лоб зеленкой. Выполнил - бери мешок денег и, если есть силы, вот еще договор. И система строится снизу вверх. Рабочие платят непосредственным начальникам, те нанимают координаторов второго уровня, те - также, до самой верхушки пирамиды. И это будет уже правильная пирамида. Работяге нет дела до действий президента, он его лично не знает и выбирать не может. Он соприкасается только с непосредственным начальством, и на время контракта признает его власть. Но срок пришел, и пожалуйста к ответу. И никаких ссылок, что вышестоящее начальство жить не дает, ты ведь сам его и нанимал.

- Да, страшная система, для начальства.

- Для настоящих мужиков - именно то что надо. Сам думай, сам принимай решения и претворяй в жизнь. Власти хватает, и давить на тебя никто не в силах. А без настоящей ответственности за свои поступки люди до старости остаются детьми. Не хочешь - иди на самый низ. Там тоже неплохо - отвечай сам перед собой, а во внерабочее время никто тебе не начальник. Если законы, конечно, не нарушаешь.

- Прямо утопия какая-то, - задумчиво сказал Данг.

- Нет, это четко разработанная концепция. Будет время - заходи, познакомишься с нею по-настоящему.

- А как насчет частной собственности?

- Хороший вопрос. Она остается только тем, кто производит прибавочную стоимость. Координаторы довольствуются только зарплатой и прочими оговоренными выплатами. Но это будут действительно очень крутая сумма. Президент, например, вполне легально будет иметь один процент прироста.

- Речь идет о масштабах всего государства?

- Именно, и абсолютно законно. Это гораздо выгоднее ныне существующей коррупции при грошовой зарплате. За такой куш найдутся люди, готовые поставить голову на кон. И плюс, опять же, высочайший авторитет, любовь граждан. Отдельные льготы. Вот такая теория в самых общих чертах.

У Данга немного пересохло в горле, он сделал несколько глотков "Мартини", закурил и в упор посмотрел на Философа.

- Но как это осуществить на практике? Власть имущие с таким поворотом дел никак не согласятся, они уже и так диктаторы и безо всякой ответственности. Опять народ к топору звать? И вообще это очень смахивает на построение коммунизма.

- Внешне да, а по сути все наоборот. Коммунисты только мутили голову народу подобными лозунгами, скинули прежнюю верхушку - и взяли власть. И еще отняли у народа всю собственность, фактически забрав ее себе в руки. И что бы они ни болтали о ее полной отмене, она никуда не исчезла, просто приняла завуалированную форму. Как в средневековом Китае - там ведь тоже не было никакого частного права, всем владел император. А коммунисты поступили еще хитрее - теоретически всем владел "народ"... но это нам неинтересно, про это уже сотни раз говорили и писали. Нет, моя концепция предлагает именно народную частную собственность. Но опять же никакого колхоза - кто чем владеет, тот за то и отвечает.

А что касается осуществления этой утопии на практике... Это опять-таки совершенно другая наука. Прикладная. Она опирается на мой базис и учитывает все конкретные условия той страны, где будет проводиться такая структурная революция. И учитывается в мельчайших подробностях - любая ошибка действительно будет дорого стоить. И платить придется и золотом, и кровью. И в первую очередь - своей собственной.

"Ну вот, именно этого я так долго и ждал. Он все-таки прокололся, - со странным чувством отрешенной радости подумал Данг, - все так и есть. Это будет действительно "сладкая парочка". Философ и Дим Назаров. "Структурная революция"... Правда, относительно вкуса этой парочки настоящей определенности нет. Кому-то она и покажется медом, а для кого-то это будет вкус цианистого калия. А я-то голову ломал, как Назаров собирается захватить власть, он ведь по сути лесной воин, социума не знает. А тут ему уже готовый идеолог. Сам по себе Философ безвреден - у него нет качеств политического лидера. А у Назарова - все наоборот. А вместе - это же бомба с детонатором! Стоп. А если это был не прокол, а все совершенно сознательно?"

Хотя Дангу было впервой слышать такие рассуждения, и он действительно очень сильно устал за последние две недели, он все же оставался прежним Дангом, - схватывал мысли на лету. Все эти идеи в чисто абстрактном плане ему очень нравились, в любое другое время он с удовольствием бы включился в тему, и может, сам бы подкинул Философу пару-тройку идей. По сути, в жизни Данг сам пользовался схожими приемами решения проблем, только никогда не задавался целью сформулировать это в научную теорию.

Но еще в самом начале этого разговора интуиция стала подсказывать ему, что не просто от нечего делать стал распространяться Философ о своих изысканиях. И когда первоначальная абстракция перешла в область социальных переустройств, Данг уже не сомневался в существовании тесной связи между своим собеседником и хозяином Красного Здания. И на протяжении всего разговора притворялся таким вот простачком. Не полным шутом, конечно, а немного тугодумом, который с первого захода не въезжает в столь непривычную логику.

И Данг добился своего. Сейчас Философ слово в слово повторил Назаровский термин "структурная революция". То есть сам термин, конечно, не Назаровский, просто Данг впервые услышал это именно от него. Что же, Философ, хотя и самородок, не безо всякого образования и опыта, такой прокол вполне естественен. Но почему так поздно? Он был бы естественен и в начале разговора, да не один, а целый ряд проколов... А если Назаров их контролирует с помощью своих духов? В таком случае, он сейчас ведет очень тонкую игру. Но с какой целью? Данг -офицер МВД, к тому же опора и надежда Чачуа. И к тому же, умный офицер, это всем известно. А рядом - Арамис, тоже очень неглуп, плюс чемпион Града по каратэ. И в обычной оперативной работе сто очков вперед Дангу даст. А здесь в салоне - никого. Данг уже успел прокачать ситуацию насчет возможных засад - нет, все чисто. Назаров уже открытым текстом говорит Дангу о начале своих действий в самое ближайшее время. Господи, но зачем? Показать, что он уже не боится Данга, что плевать он хотел на этого великолепного, творящего чудеса Данга? Опять не проходит. Не тот он человек, чтобы бравировать своей крутизной лишний раз. Это настоящий стратег, и прекрасно знает все правила этой науки. И вообще, на кой черт он вызвал Данга к себе на зону? Чтобы лично прокачать его? А на что же его хваленые духи? Нет, ничего не понимаю. Но раз игра пошла так открыто, придется идти ва-банк.

- Скажи, - нарушил продолжительное молчание Данг, - а вот про какой-нибудь аспект разработки "структурной революции" ты можешь рассказать? Чисто абстрактно, без какой-либо конкретики?

- Опять же, сформулируй вопрос как можно более точно.

- Попробую. Любой передел власти и собственности сопровождается большой кровью - ты и сам это говорил. Как же удастся избежать этого?

- Опять не конкретно. Вообще без крови не обойдешься, но ее хватает и в мирное время в любой стране. Поэтому дурную кровь пустить все равно придется.

- И кто же будет определять качество крови?

- Уголовное право и никто другой.

- Хорошо. Но те, кто сейчас у власти, пребывают в полной уверенности, что болеют за свою страну всей душой, а учитывая их опыт, никто лучше не сможет править страной.

- Да ради Бога! Пусть берут к своей власти такое же количество личной ответственности, о которой я говорил - никто их просто так наказывать не собирается.

- А зачем им это? Власть-то и так есть. И богатство.

- Богатство у них будет не меньше прежнего, и совершенно законно.

- Но личная ответственность?

- Тогда пусть не трут нам мозги, что "болеют за страну". На самом деле за себя, любимого. Кстати, - снова оживился Философ, - А зачем таким людям власть вообще? Мы же, по сути, ничего не отнимаем у координаторов: богатство остается, уважение в обществе - тоже. И к тому же, оно будет действительно заслуженным. Да и ответственность по сути не меняется. Количественно, я имею в виду. В верхах власти всегда такая грызня, чуть шаг в сторону - голова полетела. Только это все тайно делается, но претенденты на престол досконально знают правила таких игр, но никого это не пугает, все равно лезут вверх. Риск тот же, но при моей структуре руководитель будет заниматься только делом, не тратя драгоценного времени на политические интриги. Кого это не устраивает?

- Но ведь вне своего дела координатор юридически равен всем остальным?

- Конечно.

- Тогда исчезает абсолютная власть.

- Вот! - поднял указательный палец вверх Философ, - Вот мы и добрались до сути. Теперь, опять же, используя прием дробления, давай разложим по полочкам это высокое на первый взгляд понятие - абсолютная власть. Я обещаю, что после всей этой нудной философии мы немного посмеемся, когда вычислим в этом понятии ключевую точку.

- Давай попробуем, - с энтузиазмом подхватил инициативу Данг, Представим себе этакого кровавого тирана на троне. Все падают перед ним ниц, любые прихоти исполняются без промедления.

- Очень хорошо. Можно вспомнить даже конкретные исторические примеры Калигула, а то и Гитлер... Кстати, такой образ правления обычно кончается полным крахом, и не ведет ни к славе, ни к богатству. И ни о какой личной свободе не может быть и речи. Вокруг ведь полно таких же хищников, с хваткой только чуть-чуть послабее. А обстоятельва в любой момент могут измениться - таких примеров тоже полно. Зачем же они тогда хватаются за абсолютную власть?

- Действительно, - Данг на секунду задумался. - Логика у Философа была железной - может, они просто находят удовольствием издеваться над людьми?

- Очень хорошо. И не так примитивно, как кажется на первый взгляд. Мы с тобой брали самый крайний вариант такой власти, но практически у каждого, даже самого либерального царя в подсознании сидит этакий очень древний садомазохистский комплекс. Он может ничего про это не знать, и быть самым просвещенным и высоконравственным, но этот комплекс всегда выливается в той или иной форме - это уже зависит от его натуры и широты взглядов. Фактически это ничто иное, как утверждение своего ''я", об этом более-менее толково объяснил еще доктор Фрейд. Вот для этого и нужна абсолютная власть.

- Значит, все правящие круги заражены...

- Ты неисправимый оптимист, Данг, - захохотал Философ, - в этом случае и проблем-то особых не было бы. И дедушка Ленин был бы действительно первым гением всех времен и народов. Этим заражены практически все люди - боюсь, что и я, и даже, не обижайся, ты. Все мы хотя бы подсознательно хотим кого-то подавлять. И было бы странно, если бы это оказалось не так, на этом пещерном комплексе строилась вся наша цивилизация.

- Ну кто же будет тогда заниматься такой структурной перестройкой? невольно воскликнул пораженный Данг, и тут же пожалел - это был уже чересчур откровенный вопрос.

- А вот люди и будут. В процессе эволюции всегда были переломные моменты, когда живым существам приходилось менять не только привычки и образ жизни, но даже свои гены. В полном соответствии с теорией Дарвина. Иначе - смерть.

- Но тогда это будут уже не люди, - грустно сказал Данг. Он почему-то вдруг вспомнил о Люденах

- Все не так уж и страшно. Совсем не обязательно грубо ломать этот комплекс, достаточно изменить направление его вектора. Пусть он будет направлен на подавление не себе подобных, а сложных жизненных проблем - чем не причина для самоутверждения? И еще людям надо научиться любить друг друга. Это уже христианский принцип, в нем тоже очень много смысла. Даже несмотря на любые попытки в дальнейшем всячески извратить его.

- Кастати, о любви. Ты не против, мы переменим тему разговора? - Данг уже понял, что Назаров действительно контролирует этот разовор, и больше никаких проколов не будет.

- Нисколько, - еще больше оживился Философ, - любовь - это вообще моя любимая тема. И самая серьезная - структурная революция, например, это сущая ерунда в сравнении с ней...

"Есть прокол!" - мысленно закричал Данг, - "Но когда же все начнется?"

- Вот, например, Лора, - продолжил Философ, - Эта девушка действительно умеет любить. Правда, за деньги, но по сути, почти все женщины хоть немного проститутки. Берут если не деньгами, то подарками, социальным положением, вниманием к себе и всем прочим. Причем опять же совершенно подсознательно - в глубине души они считают себя на сто процентов честными женщинами. Но в партнерстве настраиваются прежде всего на себя, на удовлетворение своих желаний. А за удовлетворение желаний партнера, опять же подсознательно, ждут платы. Мужчины опять же ничем не лучше, и поступают точно так же. Отсюда - сам знаешь что... Лора же поступает с точностью до наоборот - сначала берет плату, а потом полностью настраивается на своего партнера. Она не играет в любовь, она действительно любит. И что ее занесло в Град, на Земле бы царицей стала. Как Таис Афинская. Или Клеопатра.

"Нет, Назаров навряд ли закроет бордели", - пришла вдруг неожиданная мысль Дангу, - "Этот "серый кардинал" без них и прожить не сможет".

- А вы ее тоже любите?

- Я знаю, по крайней мере, тридцать мужчин, которые ее действительно любят.

- И что, никакой ревности? Как же вы ее делите?

- Да было, конечно, - смутился Философ, - Даже до драк Доходило. Но потом собрались и решили, что лучше есть торт в компании, чем говно в одиночку.

- Что ж, вполне здравая мысль, - согласился Данг, - Меня удивляет только одно. Если Лора так бесподобна, то как она соглашается делить лавры с другой примой - Эйрой? Насколько я понимаю, таких девушек единицы даже на Земле, а тут две в одном салоне... И кто такая Эйра? Арамис говорил, что в любви она холодна, чем же она берет?

- Эйра, пожалуй, единственный человек в Граде, который остается загадкой для меня самого. С виду - действительно ожившая ледяная статуя. Прекрасная статуя. Я не знаю мастера, который мог бы изваять такую. Это та красота, которая ослепляет взор и леденит душу.

- Она жестока?

- Нет, что ты. Она вообще вне добра и зла. Какая-то нечеловеческая отрешенность везде, кроме постели.

- А там?

- Вот не могу точно сказать. Она не груба, не безразлична к мужчинам, нет, что я говорю, - Рассмеялся своей глупости Философ, - Да она чувствует их лучше Лоры!

- Это как это?

- Да, конечно же, как же я раньше не сообразил. Это только внешне кажущийся лед, на самом деле это свет...

- Свет?

- Есть огонь, который греет, а есть холодный свет, пронизывающий мрак, как луч мощного неонового фонаря. Сам по себе секс с ней довольно скучен, но при этом так просветляются темные уголки твоей души... Знаешь, я лучше прочитаю тебе стихи Колонка, петь я не умею, извини.

- А это кто такой?

- Самый талантливый бард Града. Тоже член этого клуба. Обещал прийти, да вот нет до сих пор. То ли "писабельное" настроение пришло, то ли загулял где... Вот, вслушайся, там между строк кое-что схвачено о ней...

За дверью - полдня, за окном - полночи

Я вспомнил Тебя, как бы между прочим

Тебя здесь нету, и это славно

Поговорим с тобою на равных

Пока я жив, я клянусь щеками

Я мерил время Твоими шагами

И если б я не утешался элем

Я думал бы о Тебе все время

Я знал, что это любовь обреченных

Я ждал Тебя в красном, белом и черном

Но дули в окна и били в двери

Сырые ветры пяти империй.

Ни пурпур дня, и ни зелень ночи

Никто не знает, чего Ты хочешь

Никто не знает, во что Ты веришь

Ни окна те, и не те двери

Когда-нибудь я открою окна,

Чтоб встать к входящему левым боком

Когда-нибудь я открою двери

Для поцелуя с моею Эйрой.

- закончил читать стихи Философ.

- Причем заметь, Колонок совсем не любитель играть словами. У него обычно все четко и конкретно. Я думаю, что скоро ты сам познакомишься с его творчеством и поймешь, про что я говорю. А здесь - все размыто, перетекает из одного в другое... Какие-то окна, двери непонятные, и рифма нечеткая. А сама-то Энра внешне совсем не напоминает такую размытость. Колонку, видно, удалось проникнуть в ее душу.

- А другие мужчины?

- Господи, Ты Боже мой! - изумился Философ столь глупому вопросу, - Да кто же ходит сюда с такими целями? Получил, так сказать, полную сатисфакцию, чего еще надо-то? А вот, кстати, и наша парочка. Два часа, однако, крепкий мужик...

На пороге стояли Арамис с Лорой. Данг, глядя на эти безмятежно счастливые и в то же время утомленные лица, невольно позавидовал им.

- Ты только взгляни на них. Вот полное подтверждение моей философии полная гармония чистоты и порока.

- Философия в будуаре, - подколол его Данг.

- А здесь ей самое место, - весело захохотал Философ, - Я не шучу, внезапно посерьезнел он. - Тебе известно что-нибудь об энтропии?

- Конечно, - машинально ответил Данг, пораженный столь резкой переменой темы разговора.

- А закон неубывания энтропии предрекает тепловую смерть вселенной. Но есть могучая сила, противодействующая ей. Что это?

Данг задумался. Действительно, всюду происходит процесс распада энтропия ведь повышается. И пусть ученые не морочат головы, что это верно лишь для замкнутых простанств - насчет бесконечности вселенной они сами ничего точно не представляют. "С одной стороны, нельзя не признать, с другой, нельзя не согласиться"... Может, космос сам себе во спасение создал самоорганизующиеся структуры? Для борьбы со своей смертью? Да что же это за сила?!

- Жизнь, - вслух ответил Данг на свой собственный последний вопрос.

- Ну ты гений, - восхищенно покачал головой философ, покачав головой, - Такая простая мысль, а ведь целые толпы дураков, забросив насущные дела, ищут пресловутый смысл жизни. И не могут найти ответ, только потому, что видят лишь самих себя. А так как ничем полезным не занимаются, то и смысла в их конкретных жизнях действительно никакого нет, и искать тут нечего. А теперь заметь, в каких случаях эта чудесная сила становится наиболее мощной? Правильно, в момент соития. Само по себе оплодотворение яйцеклетки подобно мощному антиэнтропийному взрыву, а мы ведь при этом не знаем, что творится на более тонких энергетических уровнях.

- Каких уровнях? - насторожился Данг.

- Ты, конечно, слышал про мистические учения о тонких телах?

Данг утвердительно кивнул.

- В этом есть доля истины. Без тонких энергий жизнь вообще не могла бы существовать - в этом нет никакой мистики. Если отбросить всю ненужную шелуху, то можно привести такую аналогию. Возьмем, к примеру, приемник...

- Какой приемник? - на этот раз Данг не играл, ему действительно трудно привыкнуть к столь резкой смене тем в речи Философа.

- Обычный, радио. Так вот, у приемника без труда можно найти по меньшей мере три тела. Физическое - там корпус, платы, детали. Энергетическое - это ток, поступаемый от источника питания. И, скажем, астральное, - обычная радиоволна. А вот толпы дураков до сих пор спорят, где находится душа - внутри тела или вне его, - снова расхохотался Философ, и, не удержавшись, с ядовитым сарказмом добавил: - И куда же девается радиоволна, если приемник выключен?

- Ну это немного примитивно.

- Согласен, - сразу посерьезнел тот, - Очень даже грубая аналогия. Но общий смысл понять можно.

- А что можно сказать про "радиостанцию"?

- Абсолютно ничего, - еще больше посерьезнел философ, - и вообще что-либо говорить про нее было бы уже настоящим богохульством. Все, над чем я шутил до этого, так, детские игрушки...

- Господа, а не надоело ли вам морочить друг другу головы? - перебил их уже пришедший в себя Арамис, - Ну-ка, любезнейший, - кивнул он официанту, - каждому по двойному... Что, лимит кончился? Ладно, за мой счет.

Друзья снова расселись за столиком.

- О чем это вы тут так мило беседовали? - поинтересовался Арамис, положив голову на грудь девушки.

- Кажется, о любви, - ответил Данг.

- Да он каждому морочит тут голову своей любовыо. Вот скажи, Философ, ты хоть кого-нибудь, кроме Лоры, обратил в свою веру?

- Арамис, а кем бы ты был без любви? Самым обычным боевиком, каких много, и чьи жизни стоят не очень дорого. Ты просто не хочешь себе в этом признаться.

- Ну, может быть. Но в городе найдется хоть один человек, который благодаря тебе поверил хотя бы в существование настоящей любви?

- Вот один - точно найдется.

- И кто же это?

- Марина Орлова.

- Из драмтеатра? - удивился Арамис, - Она в первое время работала здесь, в "Сельме", вы и встретились с ней только раз.

- Это была уже наша вторая встреча. Но этих двух уже оказалось достаточно.

- Хм... А где же была первая?

- В ресторане.

- В каком?.. - Арамис вдруг растерянно захлопал глазами.

- Да-да. Она-то и траванула меня клофелином.

- Ничего себе! - все пораженно замолчали.

Философ же, не дожидаясь всяческих неизбежных вопросов, сразу же объяснил, что конечно же, когда в тот самый день он пришел в салон и увидел новенькую, то она чуть не умерла тогда со страху. Но он вполне обстоятельно объяснил, что ничуть на нее не в обиде. Она-то ведь вовсе не хотела его убивать, да и все у них получилось бы, как надо, если бы он не вел себя как последний идиот. Так что вины его в случившемся здесь даже больше. К тому же, он нисколько не жалеет, что оказался здесь. Он смог реализовать свой талант и решить все сексуальные проблемы. А что касается Марины, то ей совершенно нечего делать в этом салоне, ей самое место в городском драмтеатре. (При этих словах у девушки опять покатились слезы. Она почему-то два раза провалилась на творческом конкурсе во ВГИКе, но так искусно разыгрывала "несчастную жертву" в ресторанах, что в конце концов и в самом деле стала ею). А Философ до сих пор считает себя обязанным ей за тот вечер, и поэтому поговорит за нее с госпожой Сельмой Нагель, которая, кроме этого салона, патронирует всем развлекательным заведениям Града.

- А вы так и не поженились? - оторвался наконец от "Плейбоя" Профессор.

- Нет, мы просто хорошие друзья, и не более того.

- Дела... - прищелкнул пальцами Арамис, - Я бы так точно не смог. Ну что, Данг, следующий тур вальса твой?

Дданг почему-то смутился. Он никак не мог понять причину своего смущения - во всяком случае в борделях ему приходилось бывать. И "иметь" одну девку на четверых тоже. А тут - все очень благопристойно, и женщин у него давно не было. Да еще таких! Таких, как Лора, у Данга не было вообще. И него не осталось никаких сомнений, что она сможет дать столько удовольствий, что не давала доселе никакая другая. И вдруг - какой-то ступор.

- Я тебе не очень нравлюсь, - сказала, опустив взор, Лора. В ее голосе не было ни радости, ни сожаления, - просто констатация факта.

- Это он просто так обалдел от твоей красоты, - подмигнул Арамис.

- Нет, - ответила та, - Он вообще ни от чего еще не балдел. Разве, ее голос вновь приобрел актерско-трагический оттенок, - Разве что от Эйры. Ты ведь ее хочешь, да?

- Да, - признался вдруг самому себе и всем окружающим Данг.

- Что ж, я сделаю все, чтобы помочь тебе.

Лора встала с кресла и, пройдя через комнату, скрылась за дверью. Через две минуты вернулась и, подойдя к Дангу, сказала:

- Я позвонила ей, - ее очи горели темным огнем, но не обжигающим, а очень греющим душу, - Через полчаса она будет ждать тебя в твоем номере. Ты не против? Эйра не может прийти в салон, пока я здесь.

Данг искренне поблагодарил ее. Он тепло попрощался со всей компанией и, пожелав приятно провести вечер, удалился. Полчаса вполне хватало на то, чтобы пешком добраться до отеля, где будет его ждать загадочная Эйра.

 

Продолжение>>

 


Лицензия Creative Commons   Яндекс.Метрика