ПРОЕКТ "ПОЛЯНА"


 

Юлий СТОЦКИЙ
Анна ЦАЯК

 

Московское метро: красота против стариков?!
Неравнодушный взгляд из Берлина.

О московском метрополитене за восемьдесят лет его существования уже сказано несметно много и хороших, и плохих слов. Стоит с этим согласиться.
Да, московское метро и самое красивое в мире (в берлинском метро только пара-тройка станций может конкурировать с ними: Breitenstrasse 1930-а годов постройки и Jackob-Keiserplatz и Rathaus Spandau – западноберлинские «жемчужины» 1970-х годов), московское метро – и самое загруженное в мире, и самое душное.
Но сейчас мы расскажем о том аспекте московского метрополитена, который, увы, проходит мимо газетных статей и дискуссий.

Московское метро – самое геронтофобное в Мире, самое не приспособленное для передвижения, а, значит, говоря шире, -- и для жизни пожилых людей! Живя в Москве, мало об этом задумываешься. Но если, как МЫ (а мы – мать и сын – писатели и журналисты), живём в Берлине (давно, и поистине заслуженно, называемом «Русским Берлином», -- но это, скорее, -- тема отдельной статьи!), и приезжаем в родную Москву два-три раза в год, то этот контраст берлинской и московской подзёмки сразу и ярко бросается в глаза!

Сегодня мы снова летим из Берлина в Москву, -- в том числе и для того, чтобы сравнить эти два метрополитена. Но, сначала об аэропорте. Шереметьево-три, новый, совсем новенький, роскошный, удобный, но – чрезмерно дорогой. Не существует никакой технической необходимости строить над зданием аэропорта (как, кстати, и над гостиницей «Хилтон», построенной на месте бывшего «Интуриста!») вторую крышу, этакую чисто декоративную «рогулину» -- на десятки метров раскинулись «крылья» этой второй крыши, -- функционально бессмысленной, просто для красоты. Можно только догадываться, СКОЛЬКО она стоит! Но мы подсчитаем стоимость этой декорации не в рублях и долларах, а в других, скажем так, более жизненных, единицах…

Если бы мы знали строительные расценки и сметы, то смогли бы перевести эти тринадцать на станции метро «Цветной Бульвар», да двадцать две монументальные инсталляции на станции метро «Сретенский Бульвар» и декоративную крышу Шереметьево-три В сотни метров так и не сооружённых эскалаторов в метро, пандусов в офисах ЖКХ, лифтов в поликлиниках… Но стоимость «красивых безделушек Метрополитена» можно выразить и в других цифрах, -- в состоявшихся у пожилых пассажиров инфарктах и инсультах, в жизнях, навсегда потерянных, и для близких, и для общества… Общество – холодно и отстранённо, «атомизировано», как сейчас говорят. А вот близкие не простят, только вот, их голос не будет услышан…

Если же подняться из метрополитена на поверхность, легко можно убедиться, что на улицах и площадях – так же… Огромные деньги, тратимые на обустройство города, делают Москву, безусловно, красивой, но не делают удобной, -- этакий город повсеместных «японских садов камней»! Москва остаётся ВРАЖДЕБНОЙ ЧЕЛОВКУ средой! Пример тому – скамейки. Никакой логикой нельзя объяснить ПРИНЦИП их расстановки даже на двух соседних улицах!..

…Точнее, на одной улице. Похоже, в любом регионе Москвы совершенно произвольно из всего Микрорайона выбирается одна магистраль (которая ничем не лучше других), и на ней быстро и оперативно устанавливаются десятки (!) скамеек, буквально, одна – напротив другой, -- подобные искусственные скопления не нужных лавочек, насчитывают, как правило, от шестнадцати до двадцати трёх штук, пример тому – бульвар Маршалла Рокоссовского. В итоге – параллельные бульвару улицы – Ивантеевская ул. и Погонный проезд – остались абсолютно без единой скамеечки! Остаётся только предположить, что на проектировщиков Округа оказывает такое вот магическое действие само слово «бульвар» -- значит ТАМ должно быть очень много лавочек, а «улица» и «проезд» -- пусть, как говорят в таких случаях, «перетопчутся»?! В итоге, там люди присаживаются на низенькие, чисто декоративные железные заборчики, расставленные вокруг газонов, благо этих, кстати, совсем не копеечных – по затратам, металлических сооружений, в Москве за последнее десятилетие построено многие тысячи километров… Этакая, одна большая скамейка для всех…

…»Два пролёта по девять ступенек, один в семь и ещё два пролёта по девятнадцать – на станции «Сокольники»»… …»Два пролёта по двадцать одной ступеньке и ещё два пролёта по одиннадцать не-форматно высоких ступенек на станции «Сретенский Бульвар»»… …Эта арифметика совсем не понятна молодым москвичам, не понятна она и проектировщикам города. Но и они станут стариками. И будут проклинать те станции, что построили сами… Потому что эта арифметика становится статистикой инфарктов и инсультов, арифметикой жизни и её утраты, дорогая моя столица, золотая моя Москва!

P.S. Ситуация с эскалаторами (точнее, их отсутствием), – совсем тупиковая? Не совсем. В этом году в руководстве Московского метрополитена хотя бы начали обсуждать эту тему… Но от деклараций до конкретной работы, -- в России, как все мы знаем, путь ох как не близок…

P.S.S, Впрочем, должны оговориться. И слава Богу, что должны! На самых новых станциях – Шипиловская, Борисово, Зябликово – и на другой линии: Новокосино – сделаны лифты для инвалидов, правда на одном выходе – но и то ладно: на другой выход можно и пройти, это меньше, чем идти от другой станции.. Ну что ж, хорошо… Значит, разум возобладал. Рано радоваться. Возобладал лишь частично. Ведь на других, «старых» станциях лифты никто так и не собирается делать. А ведь старых станций больше в сотни раз. Но кого это интересует? Ведь «всё таки «отчитались»…

 

 


Лицензия Creative Commons   Яндекс.Метрика